RadioNet
Search datasheet  
RadioNet
РЕЙТИНГ ТЕНДЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ DATASHEETS КАТАЛОГ СХЕМ СХЕМЫ ФОРУМ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  ПОИСК ПО САЙТУ
  Опции:    
  ВХОД
 Логин:
 Пароль:
Забыли пароль?
 
WEB-RING CHIPINFO: электроника, электронные компоненты иприборы.

Cайт и форум для электриков
HARDW.net

Тестер водителя


Автотестер - прибор, с помощью которого на автомашине или мотоцикле с двенадцативольтовым электропитанием можно измерить напряжение в системе электрооборудования (шкала 0- 15 В); определить число оборотов коленчатого вала двигателя (прибор имеет два диапазона измерения - от 0 до 1500 об/мин и от 0 до 5000 об/мин); проверить правильность регулировки зазора между контактами прерывателя и состояние пружины подвижного контакта; установить момент зажигания; контролировать работоспособность центробежного регулятора опережения зажигания.
   Клавиши переключателя SB1 (см. принципиальную схему рис.1) находятся в нейтральном положении - автотестер работает в режиме измерения напряжения. Гнездо "-V" (XS4) соединяют с массой автомобиля или мотоцикла, а гнездо "+V" (XS1) подключают к точке, где необходимо измерить напряжение. Шкала прибора равномерна от 0 до 15 вольт.
   При нажатии клавиши "а" переключателя SB1.1 проверяется регулировка зазора между контактной парой прерывателя и состояние пружины подвижного контакта (ПК). Для этого гнезда "-V" соединяют с массой, "+V" - с положительной клеммой аккумулятора, а "ПК" подключают к подвижной контактной пластине прерывателя. Запускают двигатель. Когда контакт прерывателя разомкнут, транзистор VT1 открывается, поскольку на его базу через резистор R1 поступает положительное напряжение аккумулятора. Когда же прерыватель замкнут, на базу VT1 подается "минус" источника, и транзистор запирается. Значит, во время работы двигателя на нагрузке VT1 - резисторе R4 - образуется напряжение импульсного характера. Частота следования импульсов равна частоте искрообразования, а скважность определяется длительностью замкнутого состояния контактной пары прерывателя. Ток через микроамперметр РА1, подключенный параллельно нагрузке R4 транзистора VT1, обратно пропорционален скважности и длительности замкнутого состояния прерывателя. По значению этого тока судят о величине зазора между контактной парой. Следя за показаниями стрелочного индикатора при увеличении оборотов двигателя, можно получить представление об упругости пружины подвижной пластины. Если упругость пружины мала, то время замыкания и длительность замкнутого состояния контактной пары уменьшатся, а ток, протекающий через стрелочный прибор, увеличится. Значит, при нормальной упругости пружины подвижной пластины с изменением оборотов двигателя стрелка индикатора строго показывает длительность замкнутого состояния контактной пары и не отклоняется. А так как амплитуда импульсов стабилизирована цепочкой, состоящей из стабилитрона VD3 и резистора R3, показания прибора не зависят от колебаний напряжения бортовой сети. генератора.
 

Рис. 1

  принципиальная схема в формате TIFF 1024 x 607, 300 dpi (106k zip) >> 
 
печатная плата в формате TIFF 1024 x 760, 300 dpi (131k zip) >> 


   Нажав кнопку "об/мин" (SB1.2), измеряют скорость вращения коленчатого вала двигателя или проверяют работоспособность центробежного регулятора опережения угла зажигания. Автотестер подсоединяют к бортовой сети так же, как и в предыдущем случае. Сигнал с гнезда "ПК" (XS2) поступает на частотомер, первый каскад которого на транзисторе VT2 представляет собой усилитель-формирователь импульсов. Он обеспечивает подачу на вход следующего за ним одновибратора на транзисторах VT3, VT4 только одного импульса, соответствующего времени появления первой положительной полуволны (момент образования искры). В устойчивом состоянии VT4 открыт, а VT3 закрыт. Конденсатор С3 (С4) в зависимости от выбранного диапазона измерения оборотов заряжается почти до напряжения стабилизации стабилитрона VD6. Как только на базу VT3 поступает короткий импульс, транзистор открывается, заряженный конденсатор С3 (С4) оказывается подключенным "минусом" к базе, а "плюсом" к эмиттеру транзистора VT4, и он запирается. Напряжение на его коллекторе возрастает, и на базу транзистора VT3 через резистор R15 подается положительное смещение, удерживающее некоторое время VT3 в открытом состоянии. Конденсатор С3 (С4) начинает перезаряжаться через резистор R16 и открытый транзистор VT3. Отрицательное напряжение на базе VT4 уменьшается, а затем и изменяет свой знак. Транзистор VT4 открывается, а VT3 запирается. Значит, при подаче на вход одновибратора коротких положительных импульсов на его выходе - коллекторе транзистора VT4 - образуются прямоугольные импульсы фиксированной амплитуды и длительности. Амплитуда импульсов определяется напряжением стабилизации VD6 и величинами резисторов R15, R17, а длительность импульсов зависит от времени перезарядки С3 (С4) через резистор R16. Импульсы с коллектора VT4 заряжают конденсатор С6, который разряжается через резисторы R18 - R22, причем величина разрядного тока подбирается так, чтобы отклонение стрелки прибора было максимально на верхних пределах частотного диапазона.
   Проверка установки момента зажигания и работоспособности центробежного регулятора производится стробоскопом на неоновой лампе HL1. Одним концом ее подключают к гнезду "СТ" прибора, а другим - на массу автомашины. Неоновая лампа вспыхивает каждый раз, когда возникает искра. Освещая риску момента зажигания на коленвале работающего двигателя и поворачивая корпус датчика-распределителя, устанавливают метку на коленвале в соответствии с инструкцией для данного автомобиля. Следят за оборотами коленчатого вала, их число должно быть 750-800 об/мин.
   Автотестер собран в металлическом корпусе размером 150х100х60 мм на двух печатных платах, закрепленных на его верхней и нижней стенках. На передней панели прибора установлены микроамперметр, переключатели и четыре гнезда.
   SB1 - кнопочный переключатель П2К с зависимой фиксацией, SA1 - тумблер ТП1-2 на два направления. Подстроечные резисторы и конденсаторы - любого типа с соответствующим по схеме рабочим напряжением. Диоды КД103А можно заменить на Д220. Стрелочный индикатор - микроамперметр марки М261М или любой другой с током полного отклонения до 100 мкА. При этом необходимо подобрать сопротивления резисторов R6 и R8.
   Если монтаж выполнен без ошибок и все элементы исправны, налаживание автотестера затруднений не вызовет. Клавиши переключателя SB1 установите в нейтральное положение. К гнездам "+V", "-V" подключите регулируемый источник питания с напряжением 0...20 В и эталонный вольтметр класса точности 0,5 на напряжение 15 - 30 В. По эталонному вольтметру установите напряжение 15 В и, вращая ось подстроечного резистора R7, установите стрелку индикатора на максимальную отметку. После этого, изменяя напряжение источника питания, проверьте показания автотестера по эталонному вольтметру.
   Шкала углов замкнутого состояния прерывателя - равномерная; ее градуировка проводится в одной точке, соответствующей а=0°: контакт разомкнут. При этом транзистор VT1 открыт, и на резисторе R4 имеется напряжение около 8 В, которое и измеряется прибором.
   Градуировка замкнутого состояния прерывателя производится при напряжении 12-13 В. Нажмите клавишу "а" и гнездо "ПК" соедините с гнездом "+V". (На гнезда "+V" "-V" подано напряжение 12-13 В). Вращая ось переменного резистора R5, установите стрелку прибора на максимальное деление шкалы, соответствующее а=0°. Затем гнездо "ПК" отсоедините от гнезда "+V" и подключите к гнезду "-V". Стрелка прибора должна показать 0, что соответствует а =90°. Угол замкнутого состояния прерывателя (а) четырехтактного двигателя находится в пределах от 46° до 50°. Если стрелка прибора будет отклоняться вправо (угол меньше 46°) - зазор велик, а влево (угол больше 50°) - зазор мал. В первом случае ток первичной цепи не успевает достичь максимального значения, во втором увеличивается искрение на контактах прерывателя.
   Для регулировки числа оборотов коленчатого вала двигателя необходим звуковой генератор. Частоту искрообразования можно определить по формуле f=nN/120 (формула составлена для четырехтактного двигателя, для двухтактного - в знаменателе ставится число 60), где f - частота искрообразования, n - скорость вращения коленвала (об/мин), N - число цилиндров.
   Нажимают клавишу "об/мин" переключателя SB1, переводят SA1 в положение "5000 об/мин". На гнездо "ПК" подают от звукового генератора напряжение с f==166 Гц, соответствующей 5000 об/мин. Вращая ось переменного резистора R19, устанавливают грубо стрелку прибора автотестера на максимальное деление шкалы - 5000 об/мин. Затем с помощью переменного резистора R17 стрелку "подтягивают" точно до отметкц "5000 об/мин". Проверяют остальные точки шкалы, выбирая на звуковом генераторе частоты, рассчитанные по приведенной формуле.
   Далее тумблер переключают в положение "1500 об/мин" и на звуковом генераторе задают f=50 Гц. С помощью переменного резистора R18 стрелку прибора переводят на максимальную отметку шкалы, соответствующей 1500 об/мин, и, меняя частоту звукового генератора, проверяют другие участки шкалы.


Источник: Моделист-Конструктор №7, 1989 г., стр.38
Автор: Д. ШИРИНКИН, г. Щелково, Московская обл.


Тестер водителя
Просмотров сегодня: 9760, всего: 9760
РЕЙТИНГ ТЕНДЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ DATASHEETS КАТАЛОГ СХЕМ СХЕМЫ ФОРУМ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ


Copyright © 2002-2021 RadioNet Admin

Страница создана за 0,01314 секунд.