RadioNet
Search datasheet  
RadioNet
РЕЙТИНГ ТЕНДЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ DATASHEETS КАТАЛОГ СХЕМ СХЕМЫ ФОРУМ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  ПОИСК ПО САЙТУ
  Опции:    
  ВХОД
 Логин:
 Пароль:
Забыли пароль?
 
WEB-RING CHIPINFO: электроника, электронные компоненты иприборы.

Cайт и форум для электриков
HARDW.net

Пробник-индикатор


Проверяя проводку автомобиля и отыскивая неисправности в его электрооборудовании, водитель зачастую имеет в своем распоряжении лишь контрольную лампу. Но ведь ею нельзя проверить, скажем, исправность конденсатора, наличие высокого напряжения на свечах зажигания, целость провода сигнальной цепи. А без этого порою невозможно поставить диагноз неисправности.
   Чтобы перечисленные работы можно было осуществить в пути, нужно запастись сравнительно простым и обладающим широкими возможностями пробником, собранным по схеме, изображенной на рис.1. Пробник удобен тем, что при работе с ним не понадобится никаких соединительных проводников для подключения к проверяемым цепям - их роль выполняют... руки автолюбителя.
   На трех транзисторах разной структуры выполнен усилитель постоянного тока, нагруженный на светодиод HL1. В исходном состоянии транзисторы закрыты, светодиод погашен. Но стоит подать на щуп ХР1 и сенсор Е2 постоянное напряжение (плюс его должен быть на щупе) 5,5 В и более, как через резисторы R1-R3 и эмиттерный переход транзистора VT1 потечет ток. Светодиод зажжется. Нетрудно подсчитать, что пробник "срабатывает" при входном токе менее микроампера. Вот почему соединительный проводник, например, между сенсором Е2 и корпусом автомобиля не нужен - достаточно коснуться одной рукой сенсора, а другой взяться за любую металлическую деталь, прикрепленную к корпусу, чтобы щупом можно было проверять напряжение в разных точках проводки.

 

Рис.1


   Если нужно проверить целость какого-то проводника или участка цепи, к ним подключают щуп и сенсор Е1. Теперь через исследуемую цепь и резисторы R1, R3 потечет ток от источника питания GB1. Светодиод вновь вспыхнет.
   В пробнике могут быть использованы другие маломощные кремниевые транзисторы соответствующей структуры (VT1 - n-p-n, VT2, VT3 - p-n-p) с коэффициентом передачи тока не менее 50 и возможно меньшим обратным током коллектора. Вместо светодиода АЛ310А подойдет, например, АЛ307А, АЛ307Б или другой светодиод с постоянным прямым напряжением не более 2 В при токе 10 мА. Резисторы - МЛТ-0,125 и МЛТ-0,25 (R2), источник питании - два малогабаритных аккумулятора (Д-0,06, РЦ53, Д-0,1), соединенные последовательно.
   Детали пробника, за исключением резистора R2 и светодиода, монтируют на плате размерами 18х14 мм. Плату вставляют в корпус из любого изоляционного материала (например органического стекла) размерами 102х27х11 мм (рис. 2). Щупом ХР1 служит заостренный медный штырь, сенсорами Е1 и Е2 - укороченные винты М4 с полукруглой головкой, ввинченные в корпус. Резистор R2 припаивают (внутри корпуса) между сенсором Е2 и платой, светодиод вклеивают в отверстие на боковой стенке корпуса. Аккумуляторы размещают в отсеке, закрываемом крышкой. Поскольку отдельного выключателя в пробнике нет, при длительном бездействии прибора аккумуляторы вынимают из отсека.
   Налаживание пробника-индикатора сводится к подбору резистора R4. Его сопротивление должно быть таким, чтобы светодиод зажигался при подаче на щуп ХР1 относительно сенсора Е2 постоянного напряжения 5,5 В. После этого между щупом и сенсором Е1 включают резистор сопротивлением 510 кОм - светодиод должен вспыхнуть. Если этого нет, заменяют резистор R1 другим, с меньшим сопротивлением, и вновь проверяют работу пробника при подаче на вход постоянного напряжения.
   Теперь о работе с пробником. Контролируя напряжение, пальцем одной руки касаются сенсора Е2, другой рукой - "массы" автомобиля, а щупом - нужных точек электрооборудования. При проверке целости цепи пальцем одной руки касаются сенсора Е1, щупом - одного конца цепи, а другой рукой - другого. Для исключения ошибки в индикации из-за высокой чувствительности пробника, проверяют состояние светодиода при касании проверяемой цепи только щупом пробника.
   Для проверки конденсатора палец одной руки по-прежнему держат на сенсоре Е1, щупом касаются одного вывода конденсатора, а другой рукой - другого. Кратковременная вспышка светодиода в момент подключения укажет на исправность конденсатора.
   Чтобы проверить наличие высокого напряжения на свечах, пробник приближают к высоковольтным проводам. Мерцание светодиода укажет на разряды напряжения в камере сгорания.
   Перед каждым измерением нужно проверять работоспособность пробника, "замыкая" руками щуп и сенсор Е1. Если светодиод не зажигается, следует проверить источник питания или качество контакта выводов аккумуляторов с цепями устройства. Не забывайте периодически подзаряжать аккумуляторы.

 

Рис. 2


Источник: Радио №2, 1987 г., стр.54
Автор: В. ПОНОМАРЕВ, г. Челябинск


Пробник-индикатор
Просмотров сегодня: 9787, всего: 9787
РЕЙТИНГ ТЕНДЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ DATASHEETS КАТАЛОГ СХЕМ СХЕМЫ ФОРУМ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ


Copyright © 2002-2021 RadioNet Admin

Страница создана за 0,01187 секунд.