Реле указателя поворотов, установленное на транспортном средстве, предназначено для прерывистого включения сигнальных ламп перед маневрированием. Время от времени реле выходит из строя и встает вопрос о его ремонте или замене на самодельное. Кроме того, многие водители стремятся дополнительно оснастить свои автомобили звуковым сигнализатором включения указателя поворотов - это облегчает контроль за работой реле. Устройство способно работать как от двенадцативольтового источника тока, так и от шестивольтового, т.е. пригодно и для установки на многие модели мотоциклов. Периодичность включения ламп и звуковых сигналов - 1 с. Простота схемного решения обусловлена в основном применением микросхемы КР512ПС10, обладающей широкими возможностями. На этой микросхеме (DD1 на рис.1) собран задающий генератор, работающий на звуковой частоте 1 кГц. С выхода Q1 счетчика микросхемы прямоугольные импульсы частотой 1 Гц поступают на вход ключевого усилителя тока, собранного на транзисторах VT1-VT4. На базу транзистора VT1, кроме этого, поступают через резистор R2 импульсы с частотой 1 кГц непосредственно с задающего генератора. Параметрический стабилизатор VD1R3 служит для питания микросхемы DD1 стабильным напряжением. Ключевой усилитель тока питается нестабилизированным бортовым напряжением. Общее потребление тока устройством при выключенных сигнальных лампах не превышает 7 мА, поэтому отдельного выключателя питания в реле не предусмотрено.
|
После включения указателя поворотов (то есть перевода переключателя SA1 в положение, например, "П", что соответствует повороту вправо) составной транзистор VT3VT4 начинает периодически открываться, входя в насыщение. Время, в течение которого составной транзистор насыщен, равно 0,5 с. Следующие 0,5 с этот транзистор с частотой 1 кГц переходит из активного состояния в закрытое. Форму напряжения на сигнальных лампах иллюстрирует рис.2 (график соответствует напряжению бортовой сети Uбс=6В). В течение половины периода напряженней, на лампах HL3, HL4 постоянно и равно 5,5 В, поэтому они светят практически полным накалом. В течение второго полупериода напряжение Uл представляет собой последовательность коротких импульсов с частотой 1 кГц, лампы практически не светят, хоть их нити и остаются горячими. При этом падение напряжения на лампах HL3, HL4 передается через диод VD2 на звукоизлучатель НА1, который воспроизводит звуковой сигнал частотой 1 кГц. При работе реле от бортовой сети с напряжением 12 В резистор R3 следует заменить на другой, сопротивлением 1,5 кОм в мощностью 1 Вт. Уменьшить громкость звучания сигнала можно включением последовательно со звукоизлучателем НА1 резистора сопротивлением 51...82 Ом. В реле поворотов могут быть применены резисторы МТ, ОМЛТ, С2-33А с мощностью рассеяния не менее 0,25 Вт. Конденсатор С1 - КЛС, КМ или К10-17. Транзисторы КТ315В заменимы на КГ312А, КТ608А, КТ603А; КТ313Б- на КТ630Г; ГТ806А - на ГТ701А. Вместо составного транзистора (VT3VT4) можно использовать КТ825А или КТ825Б, а вместо диодов КД102Б - любые другие с прямым током не менее 0,3 А. В качестве звукоизлучателя подойдет телефонный капсюль с сопротивлением не менее 50 Ом. Переключатель SA1 - тумблер П2Т-14 или любой другой со средним положением и допустимым током через контакты не менее 4 А. Все детали реле указателя поворотов, кроме тумблера и капсюля, смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Транзистор VT4 следует установить на массивный теплоотвод, прикрепленный к плате. Плату и капсюль размещают в коробке из листового дюралюминия, которую крепят в удобном для водителя месте. При правильном монтаже и исправных деталях реле налаживания не требует. Если в бортовой сети переменное напряжение, ключевой усилитель тока следует питать через выпрямитель, а микросхему - от батареи из трех гальванических элементов 316,343,373 или от батареи 3336. При таком питании необходимость в параметрическом стабилизаторе отпадает.
Рис. 2
P.S. Для более устойчивой работы транзистора VT4 следует его эмитгерный переход зашунтировать резистором сопротивлением 200...300 Ом мощностью 1 Вт.
|