| ||
|
|||||||||
Cайт и форум для электриков HARDW.net |
Тахометр для автомашиныВодителю иногда интересно знать, какое число оборотов развивает двигатель автомашины. Определить это можно с помощью несложного транзисторного тахометра (рис. 1), измерительный прибор которого, градуированный в числах оборотов, удобно расположить поблизости от рулевого управления.
рис. 1 Основой тахометра является управляемый мультивибратор на транзисторах Т1. Т2. Он дает узкие прямоугольные импульсы, длительностью около 0,5 мксек, с постоянной амплитудой. Постоянство амплитуды выходных импульсов достигается стабилизацией питающего мультивибратор напряжения с помощью стабилитрона Д1. Транзистор ТЗ, включенный по схеме эмиттерного повторителя, служит для согласования выходного сопротивления мультивибратора с внутренним сопротивлением измерительной головки ИП. Индикатор дает показания при поступлении на базу транзистора ТЗ импульсов от мультивибратора. Так как их амплитуда и длительность постоянны, то показания прибора прямо пропорциональны частоте следования этих импульсов. Чем они чаще, тем больше показание прибора. Управляющие мультивибратором импульсы подаются на конденсатор С3 и базу транзистора Т2. Их получают с емкостного датчика, выполненного в виде нескольких витков (5-10) провода ПЭЛШО 0,31 навитых на общий провод, подводящий питание к распределителю (рис. 2). Чтобы датчик не смещался по проводу, его начало и конец укрепляют липкой хлорвиниловой изоляционной лентой.
рис. 2 Калибровку прибора производят по схеме рис. 3 при помощи генератора прямоугольных импульсов. Напряжение на выходе генератора устанавливают около двух вольт. При работе тахометра он получает по 4, 6 или 8 импульсов (от системы зажигания) за один оборот вала двигателя, в зависимости от числа его цилиндров. Таким образом, число оборотов будет равно числу получаемых импульсов, деленному на число цилиндров. Например, если частота импульсов от 4-х цилиндрового мотора составляет 10 000 в минуту, то число его оборотов составляет 10 000 : 4=2 500 об/мин.
рис. 3 Показания прибора могут быть неустойчивы или неверны, если с датчика оборотов подаются импульсы с чрезмерно большой амплитудой. В этом случае необходимо уменьшить число витков датчика. Если нет возможности воспользоваться измерительным сигнал-генератором, то с достаточной для практики точностью, можно прокалибровать тахометр с помощью обычного омметра. В этом случае нужно подобрать суммарное сопротивление резисторов R7 и R8 согласно таблице.
Конструкция прибора может быть любой. Проще всего монтажную плату, несущую на себе основные элементы, прикрепить к стрелочному прибору сзади, к его выводным зажимам. Примечание редакции. В тахометре можно применить любые низкочастотные, маломощные транзисторы, например, МП40 и стабилитрон Д808 или Д809. Источник: 1) "Practical Wireless", 1972, февраль. Тахометр для автомашины Просмотров сегодня: 7472, всего: 7472 |
|
|||||||||
| |||||||||
|