![]() ![]() |
| |
![]() |
||
![]() |
|
||||||||
![]() |
Cайт и форум для электриков HARDW.net |
Преобразователь напряжения для автомобиля.Для автотуриста, особенно на длительном привале, единственным источником электроэнергии служит аккумуляторная батарея автомобиля. Поэтому, естественно, и все походные осветительные и нагревательные приборы питаются от нее. А если в дорогу взяты приборы, рассчитанные на напряжения 36, 127, 220 В? Ничего страшного. Выручит преобразователь напряжения, схема которого показана на рис. 1. Описываемое устройство позволяет питать люминесцентную лампу, электропаяльник на напряжение 36 В, электробритву и другие приборы. Максимальная мощность нагрузки преобразователя — 40 Вт, при этом ток, потребляемый от аккумуляторной батареи, составляет примерно 4 А. Вилкой ХР1 преобразователь подключают к прикуривателю или розетке, соединенной с аккумуляторной батареей автомобиля. С целью уменьшения габаритов конструкции преобразователя частота задающего генератора, собранного на элементах DD1.1 и DD1.2, выбрана около 25 кГц. Элементы DD1.3 и DD1.4 образуют буферный каскад, нагрузкой которого служит обмотка I согласующего трансформатора Т1. Импульсы напряжения на обмотках II и III трансформатора управляют мощными ключевыми транзисторами VТ1, VТ2. При этом ток в первичной обмотке трансформатора Т2 преобразователя достигает в импульсе 8 А, что обеспечивает требуемую мощность на его вторичных обмотках. Напряжение питания на элементы задающего генератора и буферного каскада поступает через развязывающий фильтр L1С4С6. Чтобы генератор вырабатывал сигнал симметричной формы — меандр, необходимый для управления транзисторными ключами, в него введена цепочка R1VD1, выравнивающая длительность зарядки и разрядки конденсатора С1. Обмотка III трансформатора Т2 рассчитана на подключение к ней (через разъемы Х81, Х52) приборов на напряжение 36...40 В. Отводом обмотки можно изменять мощность, потребляемую нагрузкой, например, подбирать температуру нагрева жала электропаяльника. Обмотка II этого трансформатора предназначена для питания приборов, рассчитанных на переменные напряжения 127 и 220 В. Часть напряжения, снимаемого с верхней по схеме секции обмотки, выпрямляется диодами VD4—VD7, включенными по схеме моста, а пульсации выпрямленного напряжения сглаживает конденсатор С11. В результате на разъеме Х55 (при замкнутых контактах кнопки SВ1) действует постоянное напряжение 115 В — для питания электробритвы с коллекторным электродвигателем. Впрочем, это напряжение может иметь другое значение— в зависимости от конкретной модели электробритвы. Известно, что для включения люминесцентных ламп без подогрева нитей накаливания необходимо напряжение более 500...600 В [1]. Чтобы получить его, напряжение 200 В обмотки II трансформатора Т2 подается на выпрямитель-умножитель, выполненный на диодах VD2, VDЗ и конденсаторе С9 В результате на конденсаторе С10 действует повышенное напряжение постоянного тока. Для люминесцентной лампы мощностью 40 Вт параллельно конденсатору С9 подключают (тумблером SА1) конденсатор С8. Однако напряжения на фильтрующем конденсаторе С10 оказывается недостаточным для зажигания люминесцентной лампы. Поэтому в этот узел устройства введен дополнительный пусковой трансформатор ТЗ, но включают лампу вручную кнопкой SВ1. Вот как это происходит. При замкнутых контактах кнопки SВ1 конденсатор С11 заряжен до напряжения 115 В. При нажатии на кнопку он быстро разряжается через первичную обмотку трансформатора ТЗ. При этом на вторичной обмотке трансформатора возникает импульс напряжения, достаточный для за жигания люминесцентной лампы В дальнейшем свечение лампы поддерживается напряжением на конденсаторе С10 выпрямителя VD2, VDЗ. Такое построение этого узла преобразователя позволяет не только обойтись без подогрева накальной нити люминесцентной лампы, но и использовать лампу с перегоревшей нитью накаливания (если, конечно, она пригодна для работы в таком режиме). Напряжение подают на оба вывода нити накаливания Люминесцентную лампу подкчючают к разъему Х56 «лдс».
ЛИТЕРАТУРА: 1. Халатян А. Питание ламп дневного света Сб. «В помощь радиолюбителю», вып. 67, с. 33.— М ДОСААФ, 1979 2. Жучков В. Расчет трансформатора импульсного блока питания.— Радио, 1987, № 11, с. 43. Источник: РАДИО № 4, 1992 Преобразователь напряжения для автомобиля. Просмотров сегодня: 13557, всего: 13557 |
![]() | |||||||||
![]() |
|
||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
|